МБОУ "Илькинская средняя общеобразовательная школа"

       Меленковского района Владимирской области

Главная Регистрация Вход

Методическая копилка

На главную

Методические рекомендации

по разработке рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины

(модуля) в рамках основной общеобразовательной программы

 

  1. Общие положения
  1. Настоящие методические рекомендации по разработке рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной общеобразовательной программы (далее – методические рекомендации) разработаны с целью оказания помощи организациям, реализующим основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – общеобразовательные программы) при разработке рабочих программ учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
  2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с нормами действующего законодательства в сфере образования, регулирующими образовательную деятельность по общеобразовательным программам:
  1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013  №1015  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);
  3. Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, утвержденными:
  • Приказом Минобрнауки России от 06.10.09 № 373 (в ред. от 26.11.2010, от 22.09.2011) «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785).
  • Приказом Минобрнауки России от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г. № 19644).
  • Приказом Минобрнауки России от 17.05.12 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2012 г. № 24480).
  1. Согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ») рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (далее – рабочая программа) является неотъемлемой частью образовательной программы организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее – образовательной организации).
  2. По статусу рабочая программа является документом образовательной организации, определяющим объем, содержание и последовательность изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной общеобразовательной программы (далее – общеобразовательной программы).
  3. Целью рабочей программы является планирование, организация и осуществление образовательной деятельности учащихся по достижению ими планируемых результатов освоения общеобразовательной  программы средствами конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). 
  4. Разработка рабочих программ относится к компетенции образовательной организации, которая несет ответственность за качество разработки и реализации рабочих программ.
  5. Порядок разработки и утверждения рабочей программы, как и в целом образовательной программы, определяется образовательной организацией самостоятельно и закрепляется локальным нормативным актом.

 

  1. Понятие рабочей программы и ее место в основной

общеобразовательной программе

 

  1. ФЗ «Об образовании в РФ», вступивший в силу с 01.09.2013 г., уточнил ряд процедурных моментов, связанных с определением содержания образования и регламентацией образовательной деятельности. Под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ,[1] различающихся по видам, уровням и (или) направленностям.[2]
  2. Несмотря на то, что общеобразовательные программы составляют один вид «общеобразовательные программы», по содержанию они могут в значительной степени отличаться. Например, общеобразовательные программы могут иметь направленность, связанную, с профилем обучения. Кроме того образовательная организация самостоятельно определяет, на каких уровнях общего образования и в каких организационных формах (коллективных или индивидуальных) будет осуществляться профильное обучение. Все эти особенности должны быть отражены во всех разделах разрабатываемой образовательной программы, в том числе рабочих программах.

С целью обеспечения вариативности содержания образования целесообразно в основной общеобразовательной программе изначально предусмотреть возможные уровни дифференциации содержания с учетом потребностей основных участников образовательных отношений. Напомним, что образовательная программа, принятая в установленном порядке, является обязательной для всех участников образовательных отношений данной образовательной организации.

  1. Место рабочей программы в структуре образовательной программы вытекает из определения образовательной программы, содержащегося в ФЗ «Об образовании в РФ»[3] Рабочие программы относятся к комплексу организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов общеобразовательной программы средствами содержания определенного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
  2. Разработка общеобразовательной программы и ее реализация, определяются также Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013  №1015.[4] В данном Порядке уточняется, что общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся.[5]
  3. На уровне законодательства РФ в сфере образования требования к основным общеобразовательным программам устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее – ФГОС). В силу того, что ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования были утверждены приказами Минобрнауки России до вступления в силу ФЗ «Об образовании в РФ», они продолжают действовать в части, не противоречащей ФЗ «Об образовании в РФ». Так ФГОС общего образования не содержат наименования «рабочая программа», а используют наименование «программа учебного предмета, курса, курса внеурочной деятельности». На предмет идентичности наименований программ было указано еще в письме Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03-255 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» («Программы отдельных учебных предметов, курсов в структуре основной образовательной программы школы есть не что иное, как рабочие программы по отдельным учебным предметам. …»).

 

  1. Структура рабочей программы

 

1.Одним из требований ФГОС общего образования является требование к структуре основной общеобразовательной программы. В этом заключается принципиальное отличие ФГОС от ГОС.[6]

2.Рабочие программы наравне с иными программам, входящими в содержательный раздел, являются частными по отношению к основной общеобразовательной программе и отличаются предназначением и местом в осуществлении образовательной деятельности. Отсюда все программы конкретизируют общие цели с учетом специфики реализуемого содержания.

  1. В рамках общеобразовательной программы реализуются рабочие программы:
  1. учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (в рамках обязательной части учебного плана);
  2. курса (факультативного, элективного курсов) (в рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений);
  3. курса внеурочной деятельности (в рамках плана внеурочной деятельности).
  1. Реализация принципа преемственности ФГОС по уровням общего образования позволяет выделить единство подхода к структуре рабочих программ. Образовательная организация помимо обязательных требований к структуре рабочей программы может включать также иные сведения.
  2. Рабочая программа учебного предмета, курса должна содержать:[7]

1)пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели уровня общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

2)общую характеристику учебного предмета, курса и ценностные ориентиры содержания;

3)описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4)личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса;

5)содержание учебного предмета, курса;

6)тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся;

7)описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

  1. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

(см. Приложение 1. Примерное содержание рабочей программы учебного предмета, курса)

 

  1. Программа курса внеурочной деятельности должна содержать:[8]

1)пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели соответствующего уровня общего образования с учётом специфики курса внеурочной деятельности;

2)общую характеристику курса внеурочной деятельности;

3)личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

4)содержание курса внеурочной деятельности;

5)тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся;

  1. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
  1. ФГОС в рамках основной общеобразовательной программы допускает использование во внеурочной деятельности дополнительных общеразвивающих программ, которые относятся к образовательным программам другого вида и подвида.[9] При их разработке можно придерживаться рекомендаций Минобрнауки России «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».[10]

В соответствии с данными рекомендациями и с учетом направленности программ на достижение планируемых результатов освоения учащимися основной общеобразовательной программы структура дополнительной общеразвивающей программы может содержать следующие разделы:

1)   пояснительную записку;

2)место программы в реализации программы воспитания и социализации;

3)   ориентация программы на планируемые результаты программы воспитания и социализации учащихся;

4)   учебно-тематический план;

5)   содержание изучаемого курса;

6)   методическое обеспечение;

  1. список литературы.

Примечание. В силу отсутствия обязательных требований к структуре дополнительной общеразвивающей программы ее структуру определяет сама образовательная организация.

  1. Важным разделом рабочей программы является тематическое планирование, которое не следует путать с календарно-тематическим планом.

Тематическое планирование относится к стратегическим планам, обеспечивающим реализацию рабочей программы на протяжении всего периода обучения по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю). Тематическое планирование определяет разбивку содержания по разделам (темам) с указанием ориентировочного количества часов, выделяемых на каждый раздел (тему) рабочей программы по годам обучения, и содержит характеристику основных видов деятельности учащихся по формированию/развитию у них универсальных учебных действий (далее – УУД) средствами содержания данного раздела (темы) (1-й вариант) (Схема 1).

Примечание. Учитывая, что условия могут оказывать значительное влияние на планирование содержания рабочих программ, представляется целесообразным в тематическом планировании отразить эти особенности (2-й вариант). Например, сетевая форма реализации образовательных программ и (или) использование дистанционных образовательных технологий предполагает модульный подход к разработке содержания образования и учебного плана.[11]

Схема 1.

Примерная структура тематического планирования

 рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

1-й вариант

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности учащихся (УУД)

1

2

Тема 1. … (количество часов)

2-й вариант

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности учащихся (УУД)

Особенности реализации (сетевая форма реализации, использование ДОТ)

1

2

3

Тема 1. … (количество часов)

 

 

 

Календарно-тематический план относится к тактическим планам учителя по реализации рабочей программы на конкретный год обучения. Календарно-тематический план в содержательной части может корректироваться с учетом потребностей и запросов участников образовательных отношений и календарного учебного графика. Форму календарно-тематического плана образовательная организация определяет самостоятельно, используя наиболее оптимальные варианты, в том числе различные варианты для разных учебных предметов  (Схема 2).

Схема 2.

Примерная структура календарно-тематического плана

 рабочей программы учебного предмета курса, дисциплины (модуля)

по классам (годам обучения)

1-й год обучения/ _________ класс

п/п

Тема урока (занятия)

Количество часов

Содержание образовательной деятельности

Дата проведения

Корректировка КТП

Основные учебные единицы

Основные виды УУД

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Раздел 1. (Тема 1.) …

1

 

 

 

 

 

 

 

  1. Порядок разработки и утверждения рабочей программы
  1. Право образовательной организации на разработку рабочих программ.

Образовательная организация обладает исключительным правом на разработку и утверждение образовательных программ,[12] включая определение порядка разработки и утверждения программы. Вместе с тем ФЗ «Об образовании в РФ» не содержит обязательного требования разработки и утверждения рабочих программ, как было ранее.[13] Это в свою очередь позволяет оптимизировать процедуру разработки и утверждения основной общеобразовательной программы и ее отдельных компонентов. Образовательная организация самостоятельно определяет общие подходы к разработке рабочих программ и устанавливает, как целесообразно оформить данный порядок: отдельным локальным нормативным актом или отражением порядка в положении о порядке разработки и утверждения основной общеобразовательной программы.

  1. Процедура разработки  и утверждения рабочей программы включает:
    1. разработку проекта рабочей программы (индивидуально или специально созданной рабочей группой из педагогических работников);
    2. проведение экспертизы проекта рабочей программы на предмет соответствия требованиям ФГОС и основной общеобразовательной программы (возможны варианты внутренней и внешней экспертизы);
    3. рассмотрение проекта рабочей программы и принятие рабочей программы органом коллегиального управления образовательной организации, в компетенцию которого входит решение вопроса, связанного с определением содержания образования и организацией образовательной деятельности (например, педагогическим советом);
    4. утверждение рабочей программы в комплекте с другими документами, составляющими основную общеобразовательную программу (например, управляющим советом или руководителем образовательной организации).
  2. Наиболее целесообразным представляется разрабатывать рабочие программы одновременно с разработкой других компонентов основной общеобразовательной программы, так как это обеспечивает взаимосвязь всех разделов общеобразовательной программы, и соответственно - планируемых результатов освоения общеобразовательной программы с условиями их достижения и оценкой.

До введения ФЗ «Об образовании в РФ» основной разработки рабочих программ выступали примерные программы по отдельным учебным предметам (издательство «Просвещение» (Серия «Стандарты второго поколения»)).[14] Кроме того, отдельные авторы или авторские коллективы учебно-методических комплексов (далее  - УМК) разработали так называемые авторские программы, отражающие логику содержания УМК. В письме Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03-255 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» было указано, что авторские программы по учебным предметам, разработанные на основе примерных программ с ориентацией на конкретные учебники и учебные пособия, являются рабочими программами. Вопрос их использования в структуре основной общеобразовательной программы решается на уровне образовательной организации самостоятельно.[15]

Сегодня рабочие программы должны разрабатываться образовательными организациями с учетом примерных рабочих программ, содержащихся в примерной основной общеобразовательной программе из соответствующего реестра примерных основных образовательных программ в общедоступной государственной информационной системе.[16]

Рабочие программы в рамках основной общеобразовательной программы должны, прежде всего, соответствовать:

  1. направленности основной общеобразовательной программы, заявленной в пояснительной записке (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей; уровня дифференциации содержания и (или) профиля обучения; преобладающих видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы);
  2. распределению содержания образования по предметным областям и конкретным учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), исходя из планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы (предметных, метапредметных, личностных);
  3. объему времени (количества часов) и его распределения по годам обучения согласно учебному плану или плану внеурочной деятельности;
  4. выбору учебников и учебных пособий из федерального перечня, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ. [17]
  1. Оформление рабочих программ зависит от степени соответствия их содержания выбранной примерной программе.

По аналогии с требованиями к оформлению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденного ФГОС дошкольного образования, [18] можно использовать следующие подходы:

  • в случае если рабочая программа полностью соответствует выбранной примерной рабочей программе, то делается ссылка на соответствующую примерную рабочую программу примерной основной общеобразовательной программы;
  • в случае если рабочая программа не соответствует или соответствуют не полностью примерной рабочей программы, то рабочие программы должны быть представлены в развернутом виде в соответствии с требованиями к структуре программ (см. пункт 5 Раздела III).

Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) целесообразно оформлять отдельными документами. При этом на титульном листе рабочей программы необходимо указать реквизиты решений органов управления образовательной организации, участвующие в рассмотрении (принятии) и утверждении рабочей программы (Приложение 2).

Внесение изменений в рабочую программу осуществляется на общих основаниях (например, в связи с изменением планируемых результатов освоения программы, содержания и (или) направленности программы, условий реализации программы и др.). В случае внесения изменений в рабочую программу, изменения вносятся до 1 сентября  текущего учебного года приказом директора после рассмотрения и принятия положительного решения педагогическим советом образовательной организации (о  дате  внесения изменений в рабочую программу делается  соответствующая  запись на  титульном  листе программы).

  1. Кадровое обеспечение разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организацией. Педагогические работники привлекаются к разработке рабочих программ на основании их академических прав и должностных обязанностей, закрепленным ФЗ «Об образовании в РФ»[19] и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими трудовые отношения.

В соответствии с профессиональным стандартом педагога,[20] вступающим в силу с 1 января 2015 г., в трудовую функцию по проектированию и реализации образовательного процесса включают:

  • разработка и реализация программ учебных предметов, курсов дисциплин (модулей) в рамках основной общеобразовательной программы;
  • проектирование и реализацию воспитательных программ;
  • разработку (совместно с другими специалистами) и реализацию совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

Педагогические работники привлекаются к разработке рабочих программ на стадии коллективной разработки проекта основной общеобразовательной программы и ее принятия органами коллегиального управления (например, педагогическим советом).

Персональная обязанность и ответственность педагогических работников заключается в разработке календарно-тематического плана реализации рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) на текущий учебный год в форме, принятой на уровне образовательной организации. Реализация рабочей программы и календарно-тематического плана является  предметом внутреннего  контроля  качества образования, степени  освоения  учащимися содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и  достижения  ими  планируемых  результатов.

Приложение 1

Примерное содержание рабочей программы учебного предмета, курса,

дисциплины (модуля)

 

  1. Пояснительная записка содержит:
  • ссылку на нормативные  правовые акты, на основании которых разработана рабочая программа учебного предмета, курса (ФГОС общего образования соответствующего уровня, основная общеобразовательная программа образовательной организации);
  • ссылку на учебно-методические документы, с учетом которых разработана рабочая программа учебного предмета, курса (примерная рабочая программа и (или) авторская программа);
  • общие цели образования соответствующего уровня с учетом специфики учебного предмета, курса;
  • роль учебного предмета, курса в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы соответствующего уровня;
  • Примечание: Обоснование отражения в содержания рабочей программы по учебному предмету, курсу, части, формируемой участниками образовательных отношений (при наличии).
  1. Общая характеристика учебного предмета, курса содержит:
  • обоснование роли и значимости учебного предмета, курса с точки зрения целей общего образования соответствующего уровня (с опорой на концепцию ФГОС общего образования), современных требований к выпускнику;
  • указание на преемственность изучения учебного предмета, курса при переходе с одного уровня общего образования на другой, расстановку акцентов в осуществлении связи обучения по учебному предмету, курсу с практикой и актуальными проблемами действительности;
  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане: классы, в которых планируется освоение данной рабочей программы и количество часов, выделяемое на освоение рабочей программы;
  • разделение содержания программы на обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
  • Примечание:  Указание количества часов, выделяемое на освоение рабочей программы, возможно в табличной форме
  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса содержит:
  • формулировки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы учебного предмета, курса, согласующиеся с общими целями освоения рабочей программы;
  • отражение социального заказа на образование (индивидуальных,  общественных  и  государственных потребностей), сформулированных  в  деятельностной  форме,  позволяющей разрабатывать  необходимые  контрольно-измерительные  материалы  для  оценки степени достижения запланированных результатов.
  • Примечание: Возможна разбивка результатов по годам обучения.

4. Содержание учебного предмета, курса включает: 

  • наименование разделов (тем) рабочей программы и перечень основных единиц содержания (понятий, фактов, законов, закономерностей и пр.);
  • перечень лабораторных и практических работ, экскурсий;
  • направления проектной и (или) исследовательской деятельности учащихся;
  • использование резерва учебного времени.
  • Примечание: Возможна разбивка содержания учебного предмета по годам обучения.

5. Тематическое  планирование  с  определением  основных  видов  деятельности учащихся (на уровне учебных действий) содержит (Схема 1).

  • разделы программы;
  • темы, входящие в данный раздел;
  • основное содержание по темам;
  • характеристика  основных  видов  деятельности  ученика  (на  уровне  учебных действий),  универсальные  учебные  действия,  осваиваемые  в  рамках  изучения темы.
  • Примечание: Возможно представление тематического планирования по годам обучения.

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения реализации рабочей программы содержит:

  • указание учебника и (или) учебных пособий, используемых для реализации рабочей программы из федерального перечня, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ;
  • описание перечня учебного оборудования (печатные пособия; экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде); технические средства обучения (средства ИКТ); цифровые и электронные образовательные ресурсы; учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; натуральные объекты; демонстрационные пособия; музыкальные инструменты; натуральный фонд и пр.);
  • описание материально-технической базы, необходимой для реализации рабочей программы (учебные мастерские; места проведения практики, информационно-образовательная среда и пр.).
  • Примечание: При реализации рабочей программы в сетевой форме указывается принадлежность учебного оборудования, материально-технической базы.
  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса содержат:
  • формулировки результатов освоения рабочей программы, представленные по уровням освоения программы: базового уровня  - «выпускник научится», повышенного  уровня - «выпускник  получит возможность научиться».
  • указание на систему оценки достижения планируемых результатов и формы текущего контроля, промежуточной аттестации, используемые для оценки индивидуальных достижений учащихся.
  • Примечание: Возможно представление планируемых результатов по годам обучения.

 

Приложение 2.

 

Образец титульного листа

(примерный)

__________________________________________________________

(Муниципальное образование (городской округ, муниципальный район)

___________________________________________________

(полное наименование образовательной организации)

ПРИНЯТО

решением педагогического совета 

от ___ 20__ года протокол № ____

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

от ___ 20__ года № 1 ___

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    _____________________________________________________________

(указать учебный предмет, курс, курс внеурочной деятельности)

 

Уровень образования (класс/классы) _______________________________________     

(начальное общее,  основное общее, среднее общее образование с указанием классов)

 

Количество часов _________               

Программа разработана с учетом__________________________________________

(указать примерную рабочую программу из реестра примерных основных образовательных программ в общедоступной государственной информационной системе)

Список источников

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (утратил силу).

3.Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации».

  1. Приказ Mинздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638).
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) (вступает в силу с 1 января 2015 г.)
  3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013  №1015  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067).
  4. Приказ Минобразования РФ  от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» (в ред. от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427
  5. Приказ Минобрнауки России от 06.10.09 № 373 (в ред. от 26.11.2010, от 22.09.2011) «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785).
  6. Приказ Минобрнауки России от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г. № 19644).
  7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.12 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2012 г. № 24480).
  8. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
  9. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» // «Вестник образования», № 11, июнь, 2011.
  10. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки Ро
Поиск


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz