МБОУ "Илькинская средняя общеобразовательная школа"

       Меленковского района Владимирской области

Главная Регистрация Вход

Методические рекомендации

На главную

ГАОУ ДПО (повышения квалификации) Владимирской области «Владимирский институт повышения квалификации работников образования им. Л.И.Новиковой»

 

Методические рекомендации

по разработке рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины

(модуля) в рамках основной общеобразовательной программы

 

 

  1. Общие положения

 

  1. Настоящие методические рекомендации по разработке рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной общеобразовательной программы (далее – методические рекомендации) разработаны с целью оказания помощи организациям, реализующим основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – общеобразовательные программы) при разработке рабочих программ учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
  2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с нормами действующего законодательства в сфере образования, регулирующими образовательную деятельность по общеобразовательным программам:
  1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013  №1015  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);
  3. Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, утвержденными:
  • Приказом Минобрнауки России от 06.10.09 № 373 (в ред. от 26.11.2010, от 22.09.2011) «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785).
  • Приказом Минобрнауки России от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г. № 19644).
  • Приказом Минобрнауки России от 17.05.12 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2012 г. № 24480).
  1. Согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ») рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (далее – рабочая программа) является неотъемлемой частью образовательной программы организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее – образовательной организации).
  2. По статусу рабочая программа является документом образовательной организации, определяющим объем, содержание и последовательность изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной общеобразовательной программы (далее – общеобразовательной программы).
  3. Целью рабочей программы является планирование, организация и осуществление образовательной деятельности учащихся по достижению ими планируемых результатов освоения общеобразовательной  программы средствами конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). 
  4. Разработка рабочих программ относится к компетенции образовательной организации, которая несет ответственность за качество разработки и реализации рабочих программ.
  5. Порядок разработки и утверждения рабочей программы, как и в целом образовательной программы, определяется образовательной организацией самостоятельно и закрепляется локальным нормативным актом.

 

  1.  
  2. Понятие рабочей программы и ее место в основной

общеобразовательной программе

 

  1. ФЗ «Об образовании в РФ», вступивший в силу с 01.09.2013 г., уточнил ряд процедурных моментов, связанных с определением содержания образования и регламентацией образовательной деятельности. Под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ,[1] различающихся по видам, уровням и (или) направленностям.[2]
  2. Несмотря на то, что общеобразовательные программы составляют один вид «общеобразовательные программы», по содержанию они могут в значительной степени отличаться. Например, общеобразовательные программы могут иметь направленность, связанную, с профилем обучения. Кроме того образовательная организация самостоятельно определяет, на каких уровнях общего образования и в каких организационных формах (коллективных или индивидуальных) будет осуществляться профильное обучение. Все эти особенности должны быть отражены во всех разделах разрабатываемой образовательной программы, в том числе рабочих программах.

С целью обеспечения вариативности содержания образования целесообразно в основной общеобразовательной программе изначально предусмотреть возможные уровни дифференциации содержания с учетом потребностей основных участников образовательных отношений. Напомним, что образовательная программа, принятая в установленном порядке, является обязательной для всех участников образовательных отношений данной образовательной организации.

  1. Место рабочей программы в структуре образовательной программы вытекает из определения образовательной программы, содержащегося в ФЗ «Об образовании в РФ»[3] Рабочие программы относятся к комплексу организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов общеобразовательной программы средствами содержания определенного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
  2.  
  1.  
  2.  
  3. Разработка общеобразовательной программы и ее реализация, определяются также Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013  №1015.[4] В данном Порядке уточняется, что общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся.[5]
  4. На уровне законодательства РФ в сфере образования требования к основным общеобразовательным программам устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее – ФГОС). В силу того, что ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования были утверждены приказами Минобрнауки России до вступления в силу ФЗ «Об образовании в РФ», они продолжают действовать в части, не противоречащей ФЗ «Об образовании в РФ». Так ФГОС общего образования не содержат наименования «рабочая программа», а используют наименование «программа учебного предмета, курса, курса внеурочной деятельности». На предмет идентичности наименований программ было указано еще в письме Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03-255 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» («Программы отдельных учебных предметов, курсов в структуре основной образовательной программы школы есть не что иное, как рабочие программы по отдельным учебным предметам. …»).

 

  1.  
  2. Структура рабочей программы

 

1.Одним из требований ФГОС общего образования является требование к структуре основной общеобразовательной программы. В этом заключается принципиальное отличие ФГОС от ГОС.[6]

2.Рабочие программы наравне с иными программам, входящими в содержательный раздел, являются частными по отношению к основной общеобразовательной программе и отличаются предназначением и местом в осуществлении образовательной деятельности. Отсюда все программы конкретизируют общие цели с учетом специфики реализуемого содержания.

  1. В рамках общеобразовательной программы реализуются рабочие программы:
  1. учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (в рамках обязательной части учебного плана);
  2. курса (факультативного, элективного курсов) (в рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений);
  3. курса внеурочной деятельности (в рамках плана внеурочной деятельности).
  1.  
  2.  
  3.  
  4. Реализация принципа преемственности ФГОС по уровням общего образования позволяет выделить единство подхода к структуре рабочих программ. Образовательная организация помимо обязательных требований к структуре рабочей программы может включать также иные сведения.
  5. Рабочая программа учебного предмета, курса должна содержать:[7]

1)пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели уровня общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

2)общую характеристику учебного предмета, курса и ценностные ориентиры содержания;

3)описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4)личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса;

5)содержание учебного предмета, курса;

6)тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся;

7)описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

  1. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

(см. Приложение 1. Примерное содержание рабочей программы учебного предмета, курса)

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  1. Программа курса внеурочной деятельности должна содержать:[8]

1)пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели соответствующего уровня общего образования с учётом специфики курса внеурочной деятельности;

2)общую характеристику курса внеурочной деятельности;

3)личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

4)содержание курса внеурочной деятельности;

5)тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся;

  1. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
  1. ФГОС в рамках основной общеобразовательной программы допускает использование во внеурочной деятельности дополнительных общеразвивающих программ, которые относятся к образовательным программам другого вида и подвида.[9] При их разработке можно придерживаться рекомендаций Минобрнауки России «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».[10]

В соответствии с данными рекомендациями и с учетом направленности программ на достижение планируемых результатов освоения учащимися основной общеобразовательной программы структура дополнительной общеразвивающей программы может содержать следующие разделы:

1)   пояснительную записку;

2)место программы в реализации программы воспитания и социализации;

3)   ориентация программы на планируемые результаты программы воспитания и социализации учащихся;

4)   учебно-тематический план;

5)   содержание изучаемого курса;

6)   методическое обеспечение;

  1. список литературы.
  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  6.  

Примечание. В силу отсутствия обязательных требований к структуре дополнительной общеразвивающей программы ее структуру определяет сама образовательная организация.

  1. Важным разделом рабочей программы является тематическое планирование, которое не следует путать с календарно-тематическим планом.

Тематическое планирование относится к стратегическим планам, обеспечивающим реализацию рабочей программы на протяжении всего периода обучения по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю). Тематическое планирование определяет разбивку содержания по разделам (темам) с указанием ориентировочного количества часов, выделяемых на каждый раздел (тему) рабочей программы по годам обучения, и содержит характеристику основных видов деятельности учащихся по формированию/развитию у них универсальных учебных действий (далее – УУД) средствами содержания данного раздела (темы) (1-й вариант) (Схема 1).

Примечание. Учитывая, что условия могут оказывать значительное влияние на планирование содержания рабочих программ, представляется целесообразным в тематическом планировании отразить эти особенности (2-й вариант). Например, сетевая форма реализации образовательных программ и (или) использование дистанционных образовательных технологий предполагает модульный подход к разработке содержания образования и учебного плана.[11]

Схема 1.

Примерная структура тематического планирования

 рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

1-й вариант

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности учащихся (УУД)

1

2

Тема 1. … (количество часов)

2-й вариант

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности учащихся (УУД)

Особенности реализации (сетевая форма реализации, использование ДОТ)

1

2

3

Тема 1. … (количество часов)

 

 

 

Календарно-тематический план относится к тактическим планам учителя по реализации рабочей программы на конкретный год обучения. Календарно-тематический план в содержательной части может корректироваться с учетом потребностей и запросов участников образовательных отношений и календарного учебного графика. Форму календарно-тематического плана образовательная организация определяет самостоятельно, используя наиболее оптимальные варианты, в том числе различные варианты для разных учебных предметов  (Схема 2).

Схема 2.

Примерная структура календарно-тематического плана

 рабочей программы учебного предмета курса, дисциплины (модуля)

по классам (годам обучения)

1-й год обучения/ _________ класс

п/п

Тема урока (занятия)

Количество часов

Содержание образовательной деятельности

Дата проведения

Корректировка КТП

Основные учебные единицы

Основные виды УУД

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Раздел 1. (Тема 1.) …

1

 

 

 

 

 

 

 

  1. Порядок разработки и утверждения рабочей программы

 

  1. Право образовательной организации на разработку рабочих программ.

Образовательная организация обладает исключительным правом на разработку и утверждение образовательных программ,[12] включая определение порядка разработки и утверждения программы. Вместе с тем ФЗ «Об образовании в РФ» не содержит обязательного требования разработки и утверждения рабочих программ, как было ранее.[13] Это в свою очередь позволяет оптимизировать процедуру разработки и утверждения основной общеобразовательной программы и ее отдельных компонентов. Образовательная организация самостоятельно определяет общие подходы к разработке рабочих программ и устанавливает, как целесообразно оформить данный порядок: отдельным локальным нормативным актом или отражением порядка в положении о порядке разработки и утверждения основной общеобразовательной программы.

  1. Процедура разработки  и утверждения рабочей программы включает:
    1. разработку проекта рабочей программы (индивидуально или специально созданной рабочей группой из педагогических работников);
    2. проведение экспертизы проекта рабочей программы на предмет соответствия требованиям ФГОС и основной общеобразовательной программы (возможны варианты внутренней и внешней экспертизы);
    3. рассмотрение проекта рабочей программы и принятие рабочей программы органом коллегиального управления образовательной организации, в компетенцию которого входит решение вопроса, связанного с определением содержания образования и организацией образовательной деятельности (например, педагогическим советом);
    4. утверждение рабочей программы в комплекте с другими документами, составляющими основную общеобразовательную программу (например, управляющим советом или руководителем образовательной организации).
  2. Наиболее целесообразным представляется разрабатывать рабочие программы одновременно с разработкой других компонентов основной общеобразовательной программы, так как это обеспечивает взаимосвязь всех разделов общеобразовательной программы, и соответственно - планируемых результатов освоения общеобразовательной программы с условиями их достижения и оценкой.

До введения ФЗ «Об образовании в РФ» основной разработки рабочих программ выступали примерные программы по отдельным учебным предметам (издательство «Просвещение» (Серия «Стандарты второго поколения»)).[14] Кроме того, отдельные авторы или авторские коллективы учебно-методических комплексов (далее  - УМК) разработали так называемые авторские программы, отражающие логику содержания УМК. В письме Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03-255 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» было указано, что авторские программы по учебным предметам, разработанные на основе примерных программ с ориентацией на конкретные учебники и учебные пособия, являются рабочими программами. Вопрос их использования в структуре основной общеобразовательной программы решается на уровне образовательной организации самостоятельно.[15]

Сегодня рабочие программы должны разрабатываться образовательными организациями с учетом примерных рабочих программ, содержащихся в примерной основной общеобразовательной программе из соответствующего реестра примерных основных образовательных программ в общедоступной государственной информационной системе.[16]

Рабочие программы в рамках основной общеобразовательной программы должны, прежде всего, соответствовать:

  1. направленности основной общеобразовательной программы, заявленной в пояснительной записке (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей; уровня дифференциации содержания и (или) профиля обучения; преобладающих видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы);
  2. распределению содержания образования по предметным областям и конкретным учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), исходя из планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы (предметных, метапредметных, личностных);
  3. объему времени (количества часов) и его распределения по годам обучения согласно учебному плану или плану внеурочной деятельности;
  4. выбору учебников и учебных пособий из федерального перечня, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ. [17]
  1. Оформление рабочих программ зависит от степени соответствия их содержания выбранной примерной программе.

По аналогии с требованиями к оформлению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденного ФГОС дошкольного образования, [18] можно использовать следующие подходы:

  • в случае если рабочая программа полностью соответствует выбранной примерной рабочей программе, то делается ссылка на соответствующую примерную рабочую программу примерной основной общеобразовательной программы;
  • в случае если рабочая программа не соответствует или соответствуют не полностью примерной рабочей программы, то рабочие программы должны быть представлены в развернутом виде в соответствии с требованиями к структуре программ (см. пункт 5 Раздела III).

Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) целесообразно оформлять отдельными документами. При этом на титульном листе рабочей программы необходимо указать реквизиты решений органов управления образовательной организации, участвующие в рассмотрении (принятии) и утверждении рабочей программы (Приложение 2).

Внесение изменений в рабочую программу осуществляется на общих основаниях (например, в связи с изменением планируемых результатов освоения программы, содержания и (или) направленности программы, условий реализации программы и др.). В случае внесения изменений в рабочую программу, изменения вносятся до 1 сентября  текущего учебного года приказом директора после рассмотрения и принятия положительного решения педагогическим советом образовательной организации (о  дате  внесения изменений в рабочую программу делается  соответствующая  запись на  титульном  листе программы).

  1. Кадровое обеспечение разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организацией. Педагогические работники привлекаются к разработке рабочих программ на основании их академических прав и должностных обязанностей, закрепленным ФЗ «Об образовании в РФ»[19] и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими трудовые отношения.

В соответствии с профессиональным стандартом педагога,[20] вступающим в силу с 1 января 2015 г., в трудовую функцию по проектированию и реализации образовательного процесса включают:

  • разработка и реализация программ учебных предметов, курсов дисциплин (модулей) в рамках основной общеобразовательной программы;
  • проектирование и реализацию воспитательных программ;
  • разработку (совместно с другими специалистами) и реализацию совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

Педагогические работники привлекаются к разработке рабочих программ на стадии коллективной разработки проекта основной общеобразовательной программы и ее принятия органами коллегиального управления (например, педагогическим советом).

Персональная обязанность и ответственность педагогических работников заключается в разработке календарно-тематического плана реализации рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) на текущий учебный год в форме, принятой на уровне образовательной организации. Реализация рабочей программы и календарно-тематического плана является  предметом внутреннего  контроля  качества образования, степени  освоения  учащимися содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и  достижения  ими  планируемых  результатов.

 

Приложение 1.

 

Примерное содержание рабочей программы учебного предмета, курса,

дисциплины (модуля)

 

  1. Пояснительная записка содержит:
  • ссылку на нормативные  правовые акты, на основании которых разработана рабочая программа учебного предмета, курса (ФГОС общего образования соответствующего уровня, основная общеобразовательная программа образовательной организации);
  • ссылку на учебно-методические документы, с учетом которых разработана рабочая программа учебного предмета, курса (примерная рабочая программа и (или) авторская программа);
  • общие цели образования соответствующего уровня с учетом специфики учебного предмета, курса;
  • роль учебного предмета, курса в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы соответствующего уровня;
  • Примечание: Обоснование отражения в содержания рабочей программы по учебному предмету, курсу, части, формируемой участниками образовательных отношений (при наличии).
  1. Общая характеристика учебного предмета, курса содержит:
  • обоснование роли и значимости учебного предмета, курса с точки зрения целей общего образования соответствующего уровня (с опорой на концепцию ФГОС общего образования), современных требований к выпускнику;
  • указание на преемственность изучения учебного предмета, курса при переходе с одного уровня общего образования на другой, расстановку акцентов в осуществлении связи обучения по учебному предмету, курсу с практикой и актуальными проблемами действительности;
  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане: классы, в которых планируется освоение данной рабочей программы и количество часов, выделяемое на освоение рабочей программы;
  • разделение содержания программы на обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
  • Примечание:  Указание количества часов, выделяемое на освоение рабочей программы, возможно в табличной форме
  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса содержит:
  • формулировки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы учебного предмета, курса, согласующиеся с общими целями освоения рабочей программы;
  • отражение социального заказа на образование (индивидуальных,  общественных  и  государственных потребностей), сформулированных  в  деятельностной  форме,  позволяющей разрабатывать  необходимые  контрольно-измерительные  материалы  для  оценки степени достижения запланированных результатов.
  • Примечание: Возможна разбивка результатов по годам обучения.

4. Содержание учебного предмета, курса включает: 

  • наименование разделов (тем) рабочей программы и перечень основных единиц содержания (понятий, фактов, законов, закономерностей и пр.);
  • перечень лабораторных и практических работ, экскурсий;
  • направления проектной и (или) исследовательской деятельности учащихся;
  • использование резерва учебного времени.
  • Примечание: Возможна разбивка содержания учебного предмета по годам обучения.

5. Тематическое  планирование  с  определением  основных  видов  деятельности учащихся (на уровне учебных действий) содержит (Схема 1).

  • разделы программы;
  • темы, входящие в данный раздел;
  • основное содержание по темам;
  • характеристика  основных  видов  деятельности  ученика  (на  уровне  учебных действий),  универсальные  учебные  действия,  осваиваемые  в  рамках  изучения темы.
  • Примечание: Возможно представление тематического планирования по годам обучения.

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения реализации рабочей программы содержит:

  • указание учебника и (или) учебных пособий, используемых для реализации рабочей программы из федерального перечня, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ;
  • описание перечня учебного оборудования (печатные пособия; экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде); технические средства обучения (средства ИКТ); цифровые и электронные образовательные ресурсы; учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; натуральные объекты; демонстрационные пособия; музыкальные инструменты; натуральный фонд и пр.);
  • описание материально-технической базы, необходимой для реализации рабочей программы (учебные мастерские; места проведения практики, информационно-образовательная среда и пр.).
  • Примечание: При реализации рабочей программы в сетевой форме указывается принадлежность учебного оборудования, материально-технической базы.
  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса содержат:
  • формулировки результатов освоения рабочей программы, представленные по уровням освоения программы: базового уровня  - «выпускник научится», повышенного  уровня - «выпускник  получит возможность научиться».
  • указание на систему оценки достижения планируемых результатов и формы текущего контроля, промежуточной аттестации, используемые для оценки индивидуальных достижений учащихся.
  • Примечание: Возможно представление планируемых результатов по годам обучения.

 

 

Приложение 2.

 

Образец титульного листа

(примерный)

 

__________________________________________________________

(Муниципальное образование (городской округ, муниципальный район)

 

__________________________________________________________

(полное наименование образовательной организации)

 

ПРИНЯТО

решением педагогического совета 

от ___ 20__ года протокол № ____

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

от ___ 20__ года № 1 ___

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

по    _____________________________________________________________

(указать учебный предмет, курс, курс внеурочной деятельности)

 

Уровень образования (класс/классы) _______________________________________     

(начальное общее,  основное общее, среднее общее образование с указанием классов)

 

Количество часов _________               

 

Программа разработана с учетом__________________________________________

(указать примерную рабочую программу из реестра примерных основных образовательных программ в общедоступной государственной информационной системе)

 

 

 

 

Список источников

 

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (утратил силу).

3.Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации».

  1. Приказ Mинздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638).
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) (вступает в силу с 1 января 2015 г.)
  3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013  №1015  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067).
  4. Приказ Минобразования РФ  от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» (в ред. от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427
  5. Приказ Минобрнауки России от 06.10.09 № 373 (в ред. от 26.11.2010, от 22.09.2011) «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785).
  6. Приказ Минобрнауки России от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г. № 19644).
  7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.12 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2012 г. № 24480).
  8. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
  9. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» // «Вестник образования», № 11, июнь, 2011.
Поиск


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz